Залесская медицина
21 век... 2014 год… В Беларуси деревня Залесье есть в каждой области (и не одна!), а в пяти областях нашей страны они являются центрами сельских советов. И только в деревне Залесье Сморгонского района Гродненской области есть то, чего нет в деревнях-тёзках. История и музыка. Музыка с историей.
Первоначально Залесье называлось Дербы. В первой половине 18 века местность покупает витебский воевода Марциан Огинский, после чего она переходит его сыну Тадеушу Франциску, воеводе трокскому. После смерти Тадеуша имение получил один из его сыновей – Франциск Ксаверий, граф и последний кухмистр литовский. Именно бездетный Франциск Ксаверий оставляет Залесье своему племяннику М. К. Огинскому. Потом здесь были написаны «Мемуары про Польшу и поляков с 1788 по 1815 гг.», где политик и композитор не раз подчеркнул свое литвинское происхождение, «Письма о музыке», романсы, полонезы… В том числе и знаменитый полонез «Прощание с Родиной».
Известный дипломат, государственный деятель, магнат и композитор Михал Клеофас Огинский приехал в Залесье вместе с молодой женой, итальянкой Марией де Нери, в 1802 году. Участник восстания Тадеуша Костюшко, Огинский вернулся из эмиграции и решил «…навсегда поселиться в деревне неподалеку от Вильно…». Огинский построил здесь дом и заложил прекрасный парк. Благодаря литературно-музыкальным вечерам тех лет и уникальной творческой атмосфере, созданной семьей Огинских, Залесье стали называть Северными Афинами.
Что известно о медицинской службе в наших местах? История не сохранила точных дат, но хорошо известно то, что ещё во времена Российской империи здесь работал фельдшер Владимир Иванович Милашевский и железнодорожный доктор Котович (имя и отчество неизвестно). Известно также, что в Залесье существовало земство, а значит, во времена Российской империи здесь уже был практикующий доктор. Это доказывает и надпись на памятнике «Защитникам Родины, убитым в боях осенью 1915-го года», установленном в Залесье возле железнодорожного перехода: «Wam bohaterowie. Polski oddzial Wszechrosyjskiego Zwiazku Zemstwa».
Одной из трагических страниц залесской истории стала Первая мировая война. Жители Залесья и соседних деревень были вывезены в эвакуацию (Украина, Сибирь…) Здесь же располагался госпиталь на 400 мест и стоял санитарный поезд. Начальником фронтового госпиталя у станции Залесье была дочь Л.Н. Толстого Александра Львовна Толстая. 30-летняя Александра уходит на фронт сестрой милосердия в самом начале войны…
Воспоминания А.Л. Толстой о применении немецкими войсками ядовитых газов под Сморгонью у станции Залесье летом 1916 года:
«В два часа утра мы заметили, что немецкие снаряды, разрываясь, выпускали жёлтый дымок. Он расстилался по лощине и от него шел запах хлора. «Маски, маски надевайте!». Прошло с полчаса. Снаряды, начинённые газом, продолжали разрываться густым желтоватым туманом. «Что-то вишней запахло, братцы. Цианистый калий пошёл!» Опять этот ужасный животный страх: дрожали челюсти, стучали зубы…
* * *
Были ужасные события на Золотой Горке. Второго июля в три часа пятнадцать минут утра германская артиллерия открыла огонь по окопам первой и второй линии русской обороны, по ходам сообщения, по артиллерийским позициям 64-й бригады и по всему тылу, в том числе и химическими снарядами. Через несколько минут со стороны реки Гирвятки от станции Сморгонь по деревне Лычники немцы выпустили первые облака газа синеватого цвета. Газы вырывались из баллонов с сильным шипением. Как только было замечено первое облако, сигналисты заиграли на рожках условный сигнал, и бойцы бросились к своим местам, надели маски и изготовились к бою.
Сквозь Респираторы противогазов команды взводных звучали каким-то диким хрипом. Костры впереди окопов не загорелись, дрова отсырели после дождя и газы вверх не поднимались. Сразу за первой надвигалась вторая волна газов, и более густая, высотой 6-8 метров. За газовым облаком шла дымовая завеса, а за ней появились первые четыре цепи немецкой пехоты. Однако никто до российских позиций не дошёл. Наши пулемётчики спасли положение. Они срывали маски, мешающие вести прицельный огонь, и точно разили врага. Немцы были отброшены. За полтора часа атаки газ проник на глубину 19 км и нанёс большой урон войскам 26 корпуса. Было отравлено 40 офицеров и 2076 солдат. Из них в Николаевском полку 1200 человек.
Окопы и ходы сообщения были завалены пострадавшими. Полковые санитары, врачи, фельдшеры, медсёстры 8 и 10 санитарного транспорта со станции Залесье оказывали помощь. В том бою умерло сразу 4511 солдат Николаевского полка. Телеги увозили почерневшие дела погибших, санитарные повозки были переполнены отравленными. Павших хоронили в братских могилах в деревнях Белое им в Залесье. Почти до города Молодечно безжизненными пожелтевшими полосами тянулись лес и поля за Сморгонью».
Из воспоминаний Виктора Андреевича Шеленговского (председатель Залесского сельского совета в 1970-80 годах):
«История Залесья тесно связана с периодом империалистической войны. Во время Свентянского прорыва немцы захватили город Сморгонь. Фронт установился на линии Крево-Сутьково, Сморгонь-Морковцы. Станция Залесье была последней станцией русской армии. Мы знаем, что для подъема боевого духа солдат на западный фронт приезжал царь Николай II. Следовательно, и станцию Залесье он посетил в 1915 году. В 1917 году для подготовки наступления русской армии на станцию Залесье приезжал Александр Керенский. Готовившееся наступление потерпело поражение, особенно в районе Сутьково-Свиридовичи…»
С сентября 1915 по февраль 1918 годов через Сморгонь проходила линия русско-германского фронта. В результате позиционных боев 16-тысячный город превратился в руины. С марта по ноябрь 1918 года Сморгонщина была оккупирована немцами, а после ухода кайзеровских войск в Сморгонь вошли легионы Пилсудского…
Шли годы… Пережив одну войну, Залесье оказалось на пороге войны следующей, не менее страшной...
Из воспоминаний Виктора Андреевича Шеленговского (председатель Залесского сельского совета в 1970-80 годах) о Залесье и его жителях перед второй мировой войной:
«До войны в центре Залесья находилось 14 жилых домов и одно нежилое помещение – нынешний Дом культуры. И называлось всё это – станция Залесье с его вокзалом и 4 домами, в которых проживало 8 семей железнодорожников.
В Залесье до войны проживали со своими семьями…
Котович – известный врач, уважаемый населением всей околицы.
Владимир Иванович Милашевский – фельдшер, живописец, музыкант. Играл на фортепиано и скрипке, был человеком опытным и уважаемым среди местных жителей (дом – ныне разрушенное здание больницы).
Блусь – фармацевт, аптекарь (жил в здании теперешнего Дома ремесел).
Карпович – лесничий, вёл земельный банк.
Аксельрод Бася –торговец (помещение бывшего детского сада).
Кулик – бедная торговка (дом возле аптеки).
Георгий Гасперович – ж/д, бригадир поезда, отец Туцкой Франтишки Георгиевны. Приехали жить в Залесье в 1927 году, имели 2 га земли.
Пётр Кукель – лесник, дедушка Ф. Г. Туцкой (дом стоял на месте хозмага)…»
Во время второй мировой войны в имении Огинских размещался немецкий штаб. Продолжал работать и доктор Котович, поэтому с приходом советских войск он был вынужден бежать за границу…
Залесская медицина
Царская Россия
Фельдшер В. И. Милашевский (1870-1956 гг.) Белорус. Родился в местечке Свислочь (Минская область). Попал в Залесье после окончания Борисовской фельдшерской школы в 1888 году. Занимался частной практикой. Июнь 1944 – образование Залесского врачебного участка. Должность – фельдшер врачебного участка (и вакцинатор).
Первая мировая война
Госпиталь на последней русской станции Залесье в усадьбе Жебровской (бывшая усадьба М. К. Огинского). 400 коек. Главный врач полковой медицинской службы А. Л. Толстая (дочь писателя Льва Толстого). Книга «Дочь» (воспоминания).
Межвоенный период (Речь Посполитая)
Частная практика фельдшера В. И. Милашевского и доктора Котовича.
Вторая мировая война
Доктор Котович в конце войны уезжает.
Послевоенный период
Врачебный пункт образован 29 июня 1944 года. Заведующий - В. И. Милашевский. Акушерка – Анастасия Михайловна Быковская (Антанович). Родилась в 1903 г. В д. Зарудичи. Закончила Рыбинскую акушерскую школу в 1932 г.
1945 год. Первый главврач – Потеев Георгий Сергеевич. Закончил Минский мединститут (1945). Работал в Залесье с 30.10.1945 по 01.11.1945. 01.11.1945 в Залесье приезжает А. Ф. Лубневская (Токман).
1945 год - организована Залесская амбулатория (главврач – Лубневская). В декабре 1959 года А. Ф. Лубневская организовала работу Залесской участковой больницы и работала здесь главврачом до 1970 года. Паралельно работает врачом детприёмника МВД, который также находился в Залесье.
А. Ф. Лубневская родилась в 1915 г. в местечке Свислочь (Минская область). После окончания Белорусского государственного мединститута (врач-лечебник, диплом № 117620) она была направлена на работу в деревню Залесье Молодечненской области Сморгонского района в фельдшерско-окушерский пункт под руководством В. И. Милашевского.
Именно Александра Фёдоровна добивается открытия в Залесье сначала врачебного кабинета, а потом и участковой больницы (1959), где она до самого ухода на пенсию работала главным врачом. Стоит отметить, что в 2004 году Залесская участковая больница была закрыта.
1970-71 год – Ю. М. Чепёлкин (главврач).
1971-1976 – М. В. Боярский.
1976-нач.1977 – В. Ю. Манцевич.
10.07.1977 – 15.02. 1998 – Ф. И. Щуровский (главврач). Родился в 1952 году в д. Теляки Сморгонского района. В 1975 году закончил Гродненский ГМУ (врач-лечебник), участник ликвидации последствий на ЧАЭС (1998-2002).
1998-2002 - С. Н. Воропай (главврач).
2002-2005 - Ф. И. Щуровский (главврач, врач общей практики).
Реорганизация Залесской участковой больницы в Залесскую АВОП.
2005-2007 - К. В. Гончар (главврач). Выпускник Гродненского ГМУ.
С 2007 по сегодняшний день - Т. А. Хвасько (главврач).
Залесская участковая больница обслуживает 20 населенных пунктов.
Материалы и фото собраны Ф. И. Щуровским