«Ван Гог в скульптуре» родился в Сморгони
Его называли Ван Гогом в скульптуре, он дружил и работал вместе с Шагалом, а умер в нищете вдали от родины, дожив почти до ста лет.
Исаак Иткинд родился в 1871 году в Сморгони. Его отец был раввином, мальчик тоже окончил высшую еврейскую духовную школу и должен был пойти по отцовским стопам. Но в 26 лет он, не обращая внимания на уговоры и просьбы семьи, стал работать переплетчиком в типографии. Здесь и случилось событие, перевернувшее всю его жизнь. Ему в руки попала книга о знаменитом скульпторе Антокольском. Поразило Иткинда, что Антокольский родился в Вильно, совсем рядом со Сморгонью.
И Иткинд увлекся скульптурой. Из глины он лепил образы сморгонской бедноты. Без помощи и руководства, не зная, что из этого выйдет и выйдет ли вообще что-нибудь, он заканчивает одну композицию за другой. Работает днем и ночью.
– Вы слышали, Иткинд сошел с ума, – ходили по Сморгони слухи. – Он тащит в дом глину и лепит каких-то болванов!
Но однажды совершенно случайно в дом Иткинда забрел писатель Перец Гиршбейн. В фигурках из глины он сразу увидел руку талантливого мастера и написал статью о скульпторе-самоучке, которую опубликовал в газете «Северо-западный голос» в Вильно. Газета из Вильно дошла до Сморгони быстро. Люди стали собирать по дворам деньги, на которые в 1910 году отправили Иткинда на учебу в Виленское художественное училище. Там его работы увидел профессор Краковской академии Фердинанд Рущиц, который вместе с директором художественного училища устраивает выставку начинающего скульптора. На ней побывали некоторые московские меценаты.
Иткинд получает субсидию и перебирается в Москву в студию замечательного скульптора Сергея Волнухина, автора памятника первопечатнику Ивану Федорову. Работы Иткинда привлекли внимание Максима Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку в театре «Габима». На ней было представлено 13 портретов, композиций, сюжетных сценок – большая часть из них утеряна. Выставка имела серьезный успех.
– В моей жизни было два знаменательных события, – вспоминал позже Исаак Яковлевич. – У меня купил работу Савва Морозов, один из самых богатых людей России. Я стал знаменит. А вскоре после революции приехал брат президента США Теодора Рузвельта, купил у меня работы и звал меня поехать с ним, сулил богатство и признание. Я не поехал.
После революции Иткинд вместе с Шагалом работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал вел уроки живописи, Иткинд – искусство лепки.
В свободное время Иткинд резал из дерева. Шагал часто заглядывал к другу, восхищался его работами. Именно тогда Марк Шагал сказал ставшую впоследствии известной фразу: «Иткинд – это Ван Гог в скульптуре».
С 1927 года Иткинд в Ленинграде создает скульптуры известных исторических и культурных персон – Ленина, Лассаля, Маркса и Энгельса, но особенно любил он ваять Пушкина. Когда Иткинд работал над образом поэта, он сутками не выходил из мастерской, которую получил с помощью Кирова. Талант Исаака Иткинда снискал ему любовь многих людей, среди которых были Луначарский, Горький, Маяковский, Есенин, физиолог Павлов, Пикассо.
От устных рассказов Иткинда приходили в восторг Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, которые были его близкими друзьями. Они уговорили Иткинда начать писать. Он написал много произведений, но из-за кочевой жизни они не сохранились. Широкой публике остались известны лишь несколько рассказов Иткинда, которые Алексей Толстой опубликовал в майском номере журнала «Звезда» за 1934 год.
В последний раз перед долгими годами забвения работы Иткинда экспонировались в 1937 году в Эрмитаже на выставке, посвященной 100-летию со дня смерти Пушкина. Скульптура «Пушкин» Иткинда была признана лучшей, но сразу после выставки в Эрмитаже Иткинда арестовали за шпионаж в пользу Японии и заточили в Кресты–печально известную ленинградскую тюрьму. Каждый день его били в тюрьме, требуя признаний в шпионаже. Ему приносили хлеб, а он собирал мякоть и лепил фигурки людей.
в 1938 году он был сослан в Казахстан. Никто не знал о его судьбе, потому и стали под его работами указывать 1938 год как год смерти скульптора. А он прожил еще тридцать два года. Никто в поселке Зеренду Кокчетавской области не догадывался о том, что «полудикий старик-колдун, питающийся кореньями, живущий в землянке и собирающий старые пни» – это всемирно известный скульптор.
В 1944 году алма-атинский художник Николай Мухин нашел Иткинда, но не смог ничем помочь скульптору – тот считался «врагом народа». И только в 1956 году Иткинд устроился на работу в Алма-Атинский театр - днем рисовал декорации, а по ночам вырезал из дерева скульптуры в подвале театра. Через два года новый художник театра решил осмотреть подвал и обнаружил ставшие потом знаменитыми новые работы Иткинда. Так он снова стал известным. Его имя было окружено легендами и разными занимательными историями. Рассказывали о его озорных проделках: он распускал слухи о своей смерти, а когда сбегались соседи, вставал с постели и, напевая, отправлялся в мастерскую.
Иткинда описывали как комика и чудака, рассеянного до последней степени: дорогу из мастерской домой он самостоятельно найти не мог и нанимал мальчика, который проводил его по адресу. Костюм его был вечно перепачкан в глине, но чистил он щеткой только спереди. А когда ему говорили, что нужно почистить и сзади, отмахивался и отвечал, что там неважно. Он никогда не жаловался, не роптал, не сетовал на судьбу. Восторг и счастье он испытывал лишь когда в его руках были молоток и стамеска, а перед ним был обрубок дерева, из которого он ваял скульптуру.
Исаак Иткинд создал много образов: Поль Робсон и поэтесса Берта фон Зутнер, Шекспир и Пушкин, литейщики и монахи, сапожники и талмудисты, однако сохранилась едва ли треть из его работ. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее Пушкина в Санкт-Петербурге, в музеях Казахстана, Индии, Канады, Франции и США. Всего же произведения этого выдающегося скульптора есть в 60 музеях, в 30 частных коллекциях.
Умер Иткинд в Алма-Ате в 1969 году, не дожив два года до своего столетия. Незадолго до смерти он создал две скульптуры: в 1966 году «Иткинд в раю», а в 1968 году «Иткинд в аду». Кстати, местонахождение последней работы неизвестно. Может потому, что Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райских деревьев». Скульптором он хотел оставаться вечно…