Как белорусский стартап Effor.by собирается сократить рынок репетиторов

29.03.2014 22:24Views:
zam_tutby_phsl_effort_4О том, что разные дети по-разному усваивают материалы школьной программы, знают, пожалуй, все, но говорят немногие. Если родители берутся за решение проблемы, то чаще всего прибегают к услугам частных преподавателей. Руководитель проекта effor.by Михаил Зеков считает, что школа сегодня порождает репетиторский рынок просто тем, как она организована. И с появлением компьютеров у него возникла идея автоматизировать хотя бы часть работы репетитора. IT.TUT.BY продолжает знакомить вас с участниками рейтинга белорусских ИТ-стартапов

"Работа репетитора начинается с того, что он выявляет пробелы в знаниях. Вторая задача более высокого уровня - систематизировать материал. Понятно, что автоматизировать вторую часть практически невозможно. А вот выявлять пробелы в знаниях и подбирать задания, которые помогают эти пробелы закрыть, вполне реалистично", - уверен собеседник.

В конце 1990-х Михаил Зеков был руководителем разработки технологии выявления и устранения пробелов в знаниях учеников. На ее основе работала система "Семейный наставник", права на которую были переданы компании "1С". За 9 лет в странах СНГ было продано около 1,5 миллионов дисков. Их выпуск прекратился, когда программное ядро стало конфликтовать с новой версией Windows.

В 2010 году Михаил Зеков решил развить технологию. Повсеместное проникновение интернета сделало возможным интеграцию дополнительных инструментов для родителей и учителей. Но основной сервис по-прежнему рассчитан на самих школьников.

Что, для кого и почем?

Сейчас в системе представлены материалы по трем предметам: русскому языку (2-11 класс), математике (2-9 класс, 10-11 готовятся) и физике (6-11 класс), но разработчики планируют расширять перечень. На создание полного курса по математике ушло больше года.

"Проектируя наши учебные курсы, нам нравится проводить аналогию с конструктором Lego: мы можем купить разные наборы, потом все их смешать и собрать из этого что-то новое. Наша система тренингов состоит из таких "кирпичиков", из которых можно собирать какие-то подборки под конкретные задачи", - описывает проект Михаил.

effor.by_11

После регистрации на сайте пользователю становятся доступны все курсы по всем предметам. Любой из сотен онлайн-тестов можно выполнить бесплатно. Но только платным пользователям становится доступна возможность сохранения учебных результатов. В этом случае после выполнения учеником задания система отмечает его цветным значком: от зеленого "отлично" до красного "плохо". По результатам тестов формируется карта пробелов в знаниях с такими же цветными значками. За каждым из них - задания для тренировки, которые сопровождаются пошаговыми подсказками.

Стоимость месячной подписки составляет от 25 000 до 100 000 белорусских рублей. Разработчики предлагают систему скидок для школ-партнеров: родителям выдаются бонусные купоны с кодом, который нужно ввести при оплате.

effor.by_7

"По каждому предмету у нас есть штатный методист - учитель высшей категории. Вместе с ним мы занимаемся проектированием базы знаний. Потом мы привлекаем опытных учителей к заполнению этой базы. Человек получает детальное ТЗ, по которому делаются "кирпичики", о которых мы говорили. Первое, что оценивается, это качество "кирпичика". Если в учебнике чего-то не хватает, это можно найти в справочнике или других учебниках. Мы себе такого позволить не можем: мы должны на любую тему предусмотреть задания", - рассказывает Михаил Зеков.

По его словам, каждый учитель перед началом работы в проекте сам получает тестовое задание. Каждый новый компонент курса проверяется несколько раз. Но и это не дает 100-процентной защиты от ошибок, хотя их количество сокращается после каждой проверки. По этому поводу Михаил вспоминает ошибки, найденные в самом популярном и многократно переизданном сборнике задач Демидовича во время учебы на мехмате. В планах у разработчиков - запустить программу "Найди ошибку" с призами для учителей.

Кто сказал, что это работает?

В прошлом учебном году система прошла апробацию в 27 школах. Эксперимент проводился совместно с Минским городским институтом развития образования, в нем было задействовано около 9 000 учеников 2-6 классов.

"Результат повторного тестирования показывал, что у тех, кто 2 месяца пользовался нашим сервисом, проблемы исчезали в большей степени. В 2000-х годах технология проходила детальную апробацию в 50 школах в течение года. Тогда мы получили примерный рост успеваемости на 1 балл (по 5-бальной шкале) после использования системы", - рассказывает Михаил Зеков.

zam_tutby_phsl_effort_2

По словам авторов effor.by, их проект одним из первых получил поддержку Министерства образования.

Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года содержит принципы, реализация которых "порождает новый вид учебного процесса - так называемое мобильное обучение". Согласно документу, это подразумевает "гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучающегося", а также "включение в перечень разрешенных организационных форм дистанционных (онлайн) групповых и индивидуальных занятий и консультаций, иных мероприятий в данном формате".

Учитель загружен выше крыши

Отслеживание успехов учеников и пробелов в их знаниях - не единственная и на данный момент не основная задача сервиса effor.by для учителя. Он может пользоваться инструментами для подготовки дополнительных методических материалов: презентаций, раздаток для тестирования или подборок заданий для класса.

Вторая часть сервиса связана с тем, что учитель объединяет своих учеников в группу и по этой группе получает карту пробелов в знаниях.

effor.by_9

Внедрять сервис в работу школ разработчики предлагают путем предоставления платных образовательных услуг: школа официально проводит дополнительные занятия для желающих на платной основе, для которых родителям предлагают приобрести не обычные книги, а подписку на онлайн-ресурс.

"В этой ситуации репетиторы, которые учат таблице умножения, исчезнут. Репетиторы, которые учат математике абитуриентов мехмата или участников олимпиад, останутся", - предполагают в effor.by.

В чем интерес для родителей?

Сервис позволяет родителям видеть реальный объем знаний своего ребенка и проблемные зоны, а также следить за успехами в ликвидации пробелов. Разработчики effor.by уверены, что среднестатистический родитель не будет тратить много времени на проверку знаний своего ребенка, поэтому в идеале он должен просто получать сообщение о том, все ли хорошо.

effor.by_8

"Любопытный родитель может это сообщение развернуть вплоть до карты пробелов в знаниях. На данный момент на сайте есть отдельный сервис для родителя. Там можно зайти в дневник учащегося, посмотреть, какие задания он выполнял, проценты выполнения. Сейчас мы делаем, чтобы на почту приходил отчет. На каком-то этапе появятся SMS-уведомления, когда результаты будут плохими. Если нет SMS, значит, все хорошо", - добавляет Михаил.

Примеры заданий

"У нас очень много форм заданий, и они максимально приближены к реальности. Например, детей учат разбирать слово по составу. У нас ребенок видит слово, выделяет корень, суффикс, окончание и получает ответ, правильно ли он это сделал. На экране имитируются вычисления в столбик", - рассказывает руководитель проекта.

effor.by_6

"Есть задание "Умный диктант": ты слышишь предложение, начинаешь его вводить. Если делаешь опечатку, то система просто говорит "опечатка" и не дает ее ввести. А если делаешь ошибку, то система дает правило, которое ее объясняет", - продолжает Михаил Зеков.

zam_tutby_phsl_effort_3

Нетехнические проблемы

"Мы сталкиваемся с двумя стереотипами массового сознания. Первый состоит в том, что компьютер для детей - это неизбежное зло. Поэтому когда говоришь, что компьютер может быть инструментом обучения, в это не верят. Второй стереотип: хорошее образование только с репетитором. Понятно, что если проблема у ребенка запущена, то без репетитора не обойтись. Вообще, нашу систему нужно рассматривать не как замену репетитору, а как дополнение. Зачем репетитору учить ребенка таблице умножения, если можно посадить за тренажер?", - говорит руководитель effor.by.

Кроме того, авторы сервиса уверены, что их инструменты помогут детям стать более организованными и более успешно влиться в процесс обучения в вузе.

Катерина Сипакова, фото: Вадим Замировский, IT.TUT.BY

Каментаваць


*