Концепция устойчивого развития

09.10.2011 00:30Views:

Концепция устойчивого развитияКОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Термин «устойчивое развитие» первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства.

Устойчивое развитие является развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»

(Комиссия Брундтланд, ООН, 1987г.)

История возникновения термина «устойчивое развитие»

Термин «устойчивое развитие» первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства.

Важнейшей отправной точкой всей концепции устойчивого развития стал доклад Римского клуба[1]

«Пределы роста», изданного в 1972 году. В нем впервые было показано, что природные ресурсы почти исчерпаны (нефть, газ, руды и т.д.), рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция устойчивого развития мира. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начали осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств (угольные шахты, разрезы, карьеры и т.д.) и др.

В 1980-х годах термин «устойчивое развитие» был использован в отчете Комиссии Брундтланд [2] , сформированной ООН в целях разработки конкретных предложений по решению экологических проблем.

В 1987 году после нескольких лет работы Комиссия пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов и об устойчивом развитии необходимо говорить в широком смысле. В докладе, представленном Комиссией в ООН, понятие устойчивого развития определяется следующим образом: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». К определению был дан следующий комментарий: «Устойчивое и долгосрочное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями».

Принципы устойчивого развития

Повестка дня на XXI век — план действий

В 1992 году на первом Всемирном Саммите земли под эгидой Комиссии ООН по окружающей среде и развитию обсуждались проблемы устойчивого развития Планеты. Главами государств 179 стран мира была принята Повестка дня на XXI век, которая является беспрецедентным глобальным планом действий в интересах устойчивого развития и представляет собой крупнейшее достижение в плане обеспечения комплексного рассмотрения экологических, экономических и социальных проблем на основе единой стратегии. Повестка дня на XXI век содержит свыше 2500 рекомендаций, включая подробные предложения относительно методов преодоления неэффективных структур потребления, борьбы с нищетой, охраны атмосферы, океанов и биологического разнообразия и поощрения устойчивого сельского хозяйства.

Предложения, изложенные в Повестке дня на XXI век, были дополнены и доработаны на нескольких крупных конференциях ООН по проблемам народонаселения, социального развития, городов и продовольственной безопасности, в частности во время Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы. Усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

Экономический рост и справедливость – применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.

Сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды – поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.

Социальное развитие – удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

Устойчивое развитие в контексте города

Особое значение городов, как центров реализации принципов устойчивого развития, было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге в 1994 году, где была принята “Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия)”. В этом документе отмечается, что “поскольку ни один город не похож на другой, все мы должны найти свои собственные пути к устойчивому развитию. Во всех направлениях местной политики следует основываться на общих принципах устойчивости и, учитывая сильные стороны каждого конкретного города, разрабатывать местные стратегии устойчивого развития”[3].

На втором Всемирном саммите по проблематике «Города и устойчивое развитие» (Манчестер, Великобритания), прошедшего в июне 1994 года, обсуждались направления устойчивого развития городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятости, финансов и распределения ресурсов. Следствием внимания мирового сообщества к данной проблематике явилось появление специальной программы «Устойчивое развитие городов», поддерживаемой центром ООН по населенным пунктам. В этой программе участвуют города более 80 стран мира.

По определению ООН «устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф». Иными словами, устойчивое развитие города обеспечивает безопасность его населения и высокое качество жизни.

В рамках стратегий устойчивого развития на городском уровне решаются проблемы в различных отраслях и сферах деятельности, отдельных районах.

Во всех городах мира, следующих курсу устойчивого развития, принята практика разработки стратегий (стратегических планов), в которых определяется миссия и/или видение города, общая концепция развития всех основных сфер жизнедеятельности города на средне- или долгосрочную перспективу. При этом, учитывается специфика общего состояния города.

Примеры городов, имеющих стратегии, направленные на обеспечение устойчивого развития:

1. Стратегия управления ростом «Оттава – 2020»

2. Канберра – план развития города на 30 лет состоит из трех взаимосвязанных частей – Социальный план, Территориальный план и План экономического развития

3.Стратегический план развития Праги до 2006 года

4. Стратегический план развития Мельбурна до 2030 года

5. Стратегия развития Софии до 2010 года.

Примеры реализации проектов по обеспечению устойчивого развития в различных сферах в некоторых городах мира[4]

Окружающая среда

В целях улучшения качества окружающей среды, в частности повышения качества атмосферного воздуха, в Осло (Норвегия), который был признан ООН «Устойчивым городом Европы» в 2003 году, в течение 90-х годов 20 века была реализована программа по снижению выбросов твердых частиц, двуокиси серы, свинца и оксидов азота в атмосферу. Причиной, вызвавшей необходимость уменьшения объемов выбросов, стало увеличение случаев заболевания астмой и другими легочными болезнями среди детей из-за повышенной загазованности отдельных районов Осло. Основным источником загрязнения являлось интенсивное автомобильное движение в городе. Основным решением данной проблемы стало развитие системы общественного транспорта, а именно, введение в эксплуатацию трамваев, системы подземного общественного транспорта и монорельсовых поездов, работающих на электричестве (источник – гидроэнергетика). Также для частного автотранспорта была предусмотрена обязательная установка каталитических дожигателей выхлопных газов. Для улучшения системы транспортного движения в Осло, в частности для расширения сети линий метро, администрация города получает финансирование от центрального правительства.

Германия занимает первое место в мире по использованию энергии ветра и второе (после Японии) по использованию солнечной энергии. В стране действует закон «О возобновляемой энергии»: за каждый киловатт-час, полученный с помощью солнца или ветра, правительство выплачивает производителю 48 центов, что во много раз превышает рыночную цену на энергию, производимую за счет угля,– 5 центов. В результате в настоящее время в стране 14 тыс. ветровых и свыше 80 тыс. солнечных промышленных установок и каждый год в альтернативные источники инвестируется около 6 млрд. евро. В районе деревни Геттеборн к 2008 году будет построена крупнейшая в мире солнечная электростанция мощностью 8,2 МВт стоимостью 35 млн. евро.

Правительство намерено продолжить вкладывать инвестиции в солнечные водонагревательные установки малой мощности. Немецкая семья, решившая обзавестись солнечной водонагревательной установкой, может получить по 110 евро за каждый квадратный метр установленных солнечных коллекторов. С 1999 года на реализацию этой программы из средств госбюджета ФРГ, собранных за счет экологического налога, было выделено 2,7 млрд. евро.

Развитие солнечной энергетики способствует не только защите окружающей среды, но и созданию новых рабочих мест. Только в 2004 году число занятых в отрасли возросло почти на 4 тыс. человек и достигло 16 тыс. В перспективе, по оценке немецких специалистов, строительство, ремонт и обслуживание солнечных энергетических установок может обеспечить постоянной работой в ФРГ до 100 тыс. человек.

Имидж Цюриха получил принципиально новую экологически черту благодаря идее создания биржи солнечной энергии. Начиная с мая 1997 г. все клиенты электростанции Цюриха смогли абонировать солнечную энергию вместо электрической, обеспечив, таким образом, шестикратную экономию средств и возможность внести свой вклад в поддержку экологической энергетики.

Предложение было так хорошо воспринято населением, что в течение самого короткого времени было заказано в 2 раза больше солнечной энергии, чем могли поставить первые солнечные установки. Почти 3% всех клиентов электростанции участвуют в бирже солнечной энергии. Благодаря большому спросу стало возможным в первые 20 месяцев с начала старта этой биржи подключить 16 новых солнечных установок с годовой мощностью до 365 тыс. квт.ч.; подобное подключение к общей сети происходит непрерывно и дальше.

Цюрихская электростанция берёт на себя роль активного посредника между поставщиками и клиентами. Она закупает солнечную энергию и продаёт её клиентам без дополнительной наценки по смешанной цене всех поставок. Поставщики солнечной энергии строят свои установки и используют их в черте города на уже застроенных площадях по собственному усмотрению. За это электростанция гарантирует сбыт солнечной энергии по твёрдым ценам сроком на 20 лет.

В городе Раухалахти (Финляндия) реализован проект, целью которого было объединение способов производства тепла и электричества на основе стандартных (уголь, газ), а также нестандартных (торф, биомассы, промышленные отходы) источников. Проект был реализован в сотрудничестве с представителями целлюлозно-бумажной промышленности и другими перерабатывающими отраслями, а также местными органами власти. Установленные фильтры на выходных отверстиях предприятий способствовали сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу почти в два раза. Проект подтвердил обоснованность использования в качестве источников тепла промышленных отходов и отходов жизнедеятельности города. При незначительных инвестициях, такое предприятие оказалось рентабельным и надежным в плане бесперебойного производства энергии.

Социальная сфера

В Великобритании были успешно внедрены пилотные проекты по созданию детских центров. Такие центры предлагают свои услуги по дневному присмотру за детьми; располагают яслями; проводят обучающие занятия с родителями, активно участвуют в школьной жизни детей и привлекают наиболее активных и заинтересованных родителей в решение вопросов повышения качества образования и воспитания детей.

Также разработаны требования к обустройству и оборудованию школьных зданий (и некоторых других учреждений). Например, в многоэтажной школе каждый этаж должен быть оборудован приспособлениями и помещениями для игр.

В городе Ресифе (Бразилия), население которого составляет 1,3 млн. жителей, осуществлен проект по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, который также способствовал росту занятости в городе. Ответственным лицом по проекту назначена коммунальная организация по обеспечению чистоты и обслуживанию городской инфрастуктуры Urban Cleaning and Maintenance.

Причиной, побудившей разработку и реализацию проекта, стало повышенное загрязнение речных бассейнов из-за сброса домашними хозяйствами отходов своей жизнедеятельности. В цели проекта входило изменение отношения людей к окружающей среде, организации разделения отходов на местах, их сбор и дальнейшая утилизация. После двух лет реализации проекта было достигнуто значительное повышение объемов перерабатываемых материалов, сокращение объемов сбрасываемых твердых отходов в речные водоемы, что в свою очередь сказалось на улучшении качества питьевой воды.

Посредством экологического и гигиенического обучения населения люди научились разделять отходы, для некоторых это стало источником дохода (собирая –продавать заинтересованным предприятиям).

Городское планирование и развитие

В городе Ванкувер (Канада) местные органы управления предоставляют своим горожанам и предпринимателям широкие возможности для участия в принятии решений по городскому дизайну, социальным программам и т.д. В частности, в Ванкувере и других городах Канады применяется практика предоставления денежных средств горожанам для разработки и реализации местных проектов, необходимых по их усмотрению для решения проблем в районах их проживания.

В Финляндии существует два вида государственных пособий на квартиры. На первый могут рассчитывать лишь люди с невысоким уровнем доходов. Это пособие предназначено для покрытия расходов на аренду квартиры.

Второй вид пособий предусмотрен для покупки или строительства квартиры. Он представляет собой скидки на проценты банковского кредита. Если финн решил воспользоваться таким видом пособия, то он не может позволить себе купить слишком большую квартиру. К тому же размер квартиры, которую может купить или построить для своей семьи взявший кредит человек и при этом решивший воспользоваться скидками, устанавливает сам банк. Государство также поддерживает скидками на кредитные проценты молодых людей, которые впервые покупают квартиру.

Сегодня проекты реконструкции многоквартирных домов реализуются по всей стране, причем нередко на реконструкцию ставятся целые микрорайоны. В реновации жилого фонда принимает участие и государство. Помощь его заключается в том, что оно выступает гарантом кредита в банке. Для капитального ремонта дома можно получить льготный кредит в размере 80% от всех затрат на ремонт. Благодаря поддержке государства процентная ставка такого кредита, который можно взять сроком на 16 лет, не превышает 3,5% в год.

Берлин – для жителей и гостей, а не для автомобилей, но с современными коммуникациями. Градостроительная концепция Берлина (бывшей восточногерманской части) сосредоточивает усилия на создании «города коротких путей» путем повышения строительной плотности до уровня, более характерного для традиционных

европейских городов. Это требует «обратной застройки» непомерно широких автотрасс и значительно повысит качество жизненного уровня и пребывания в центре города. Примером реализации этой концепции служат преобразования района Шпителльмаркт, столетиями считавшегося узлом, соединявшим Потсдамскую площадь и Александерплатц.

Доставшееся в наследство объединенному Берлину восьмиполосное автотранспортное движение, проходящее в районе Шпителльмаркт, было решено существенно сократить путем «обратной застройки». Эта городская площадь вновь становится коммунальным узлом для жителей и гостей города.

Чтобы удовлетворить потребности объединенного города в грузовых и пассажирских перевозках, решено соединить в единую сеть четыре транспортных средства: электричку протяжённостью маршрутов 300 км; метро, протяжённостью линий 167 км; трамвайные пути, протяжённостью 411 км; автобусные маршруты (1855 км). Благодаря реконструкции и расширению сети маршрутов пассажирского транспорта стало возможным реализовать постановления берлинского Сената, согласно которым 80% всех пассажирских перевозок в центре Берлина будут осуществляться муниципальным пассажирским транспортом, а 20% – на автомобиле. В качестве технической инновации выступает строительство навесной магнитной дороги «Трансрапид» (федеральное правительство выделило свыше 2 млрд. евро), которое должно завершиться в 2005 г. Эта дорога соединит Гамбург и Берлин, время в пути будет составлять менее часа.

В соответствии с Актом 2004 года об устойчивых и безопасных зданиях в Великобритании здания должны отвечать требованиям устойчивого развития, в частности при строительстве зданий должны соблюдаться экологические нормы, использоваться материалы, способствующие минимальному потреблению энергии и воды.

[1] Римский клуб — международная неправительственная организация, созданная в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи, и выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды

2] Гру Харлем Брундтланд – в 1980-х гг. министр окружающей среды, затем премьер-министр Норвегии, в настоящее время – исполнительный директор Всемирной организации здравоохранения

[3] Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия), принята Европейской конференцией по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге (Ольборге),Дания, 27 мая 1994 года

[4] Комиссия ООН по устойчивому развитию издает информационные сборники «Успешные истории» – краткие описания уже реализованных успешных проектов в этой области на городском уровне. В каждом сборнике – описания десятков таких проектов, осуществленных в разных странах. Эти материалы распространяются по всему миру как своего рода образцы для подражания

 

Каментаваць


*