“Северные Афины” Огинских

11.09.2011 11:31Views:

“Северные Афины” ОгинскихПрекрасный и задушевный полонез “Прощание с Родиной”, торжественно-сентиментальный государственный польский гимн “Ещё Польска не згинэла”. В единое целое их связывает имя талантливого автора – знаменитого композитора и государственного деятеля Михала Клеофаса Огинского (1765–1833), а также место создания этих великолепных произведений – небольшая деревушка Залесье в Сморгонском районе Гродненской области (12 км на юго-восток от Сморгони).

Само Залесье появилось на картах Беларуси ещё в конце XV века как небольшой частный фольварок. С XVIII века оно становится собственностью известного белорусского магнатского рода Огинских. Вначале Залесьем владел витебский воевода Марциян Михал Огинский, а позднее – его жена и дети. В первой половине XVIII века тут был возведён прекрасный дворцово-парковый ансамбль в стиле барокко.

Усадьба Огинских в Залесье располагалась в глубине обширного регулярного французского парка, который имел форму прямоугольника. Его центральная часть представляла собой так называемый “зелёный партер” со сложным геометрическим узором, созданным из оригинально подстриженных газонов, кустарников и невысоких деревьев. По бокам располагались тенистые липовые аллеи. Усадебный дом был деревянным и почти квадратным в плане. Его отштукатуренные и побеленные стены приятно гармонировали с красной черепичной крышей. Оригинальный вид зданию придавали восемь боковых алькежей (отдельная часть дома, выступающая за общий периметр стен и накрытая собственной крышей) – по два на каждом фасаде. Высокая крыша позволяла разместить на втором “мансардовом” этаже ряд жилых помещений. Центр главного фасада был выделен небольшим ризалитом с парадной двухпролётной лестницей. На тыльной стороне дома находилась просторная галерея. Усадебный дом выделялся большим “бальным” залом, домашней часовней с красивым резным алтарём, со вкусом обставленными кабинетами, спальнями, курительными и прочими помещениями. По бокам от основного здания располагались два отдельно стоящих небольших одноэтажных Г-образных павильона. Между усадьбой и небольшим озером находились различные хозяйственные постройки. Они были окружены забором, а от глаз гостей их ещё и прятали густо посаженные по периметру деревья. К сожалению, до наших дней этот барочный ансамбль XVIII века не сохранился. Сейчас на его месте обычное колхозное поле. Но уже существует достаточно реальный проект полного восстановления этого чудесного памятника архитектуры, что позволяет нам ещё надеяться увидеть его в прежнем великолепии.

Так или иначе, но всё же до начала XIX века залесская усадьба была самым обыкновенным шляхецким имением, каких в те времена в Беларуси было множество. В это время его хозяином был бывший кухмистер литовский Франтишек Ксаверий Огинский. Не имея собственных детей, своим наследником он выбрал племянника Михала Клеофаса. Необходимо отметить, что на то время последний уже был известной личностью. В Речи Посполитой он сумел дослужиться до должности подскарбия литовского (заместитель министра финансов Великого княжества Литовского), а во время восстания Тадеуша Костюшки на свои деньги создал батальон конных егерей в 500 человек и дважды пытался с ним захватить Минск. После присоединения Беларуси к Российской империи всё его имущество было конфисковано, а сам он эмигрировал в Западную Европу. Однако оставшиеся на Родине влиятельные друзья помогли ему скоро вернуться домой. В 1802 году в Гродно он принёс присягу на верность Александру II и получил высочайшее разрешение поселиться в Беларуси. В связи с этим Франтишек Огинский подарил любимому племяннику Залесье, а сам переехал в собственный дворец в Молодечно, которое ему также принадлежало в ту пору.

После Парижа и Вены Залесье М.Огинскому естественно показалось довольно глухим и заброшенным местом. Старые деревянные здания уже требовали капитального ремонта, да и не совсем подходили новому хозяину. В итоге, принимается решение о строительстве рядом с прежней усадьбой нового дворцово-паркового комплекса в стиле модного тогда классицизма. Проект был подготовлен профессором Виленского университета М.Шульцем, после смерти которого его завершил губернский архитектор И.Пусье. Первоначально планировалось, что новый дворец будет иметь симметричную композицию: центральный двухэтажный корпус должен был соединяться одноэтажными объёмами с боковыми двухэтажными павильонами. Однако по желанию М. Огинского с боку к зданию пристроили вытянутую в плане оранжерею в виде аркады с большими арочными окнами. Позднее к этой оранжерее перпендикулярно достроили ещё одну – “американскую”, которая с солнечной стороны была полностью застеклена. Это позволило архитекторам создать уютный, закрытый с трёх сторон постройками, небольшой дворик, где был разбит фруктовый сад. Размеры нового дворца, строительство которого было завершено к 1805 году, оказались внушительными – 160 на 50 метров. Внешний декор его при этом был довольно лаконичным. Главные украшения здания – классический четырёхколонный дорический портик перед парадным входом, а также высокая башенка с часами-курантами, завершённая шаром с колоколом, над центральным корпусом.

Планировка здания имела традиционную анфиладную систему. Через парадный вход посетитель попадал в просторный вестибюль с орнаментальными фресковыми росписями, откуда через открытые двери открывался перспективный вид на музыкальный салон, розовую гостинную, бильярдную, столовую и другие помещения. На второй этаж вели кованные винтовые лестницы. Там располагались жилые покои, а также прекрасно обставленная библиотека с мелодичным венским роялем, распятием из красного дерева и многочисленными шкафами с книгами.

Рядом с дворцом находилась часовня, построенная в стиле классицизма. Это небольшой зальный храм с прямоугольными окнами и одной апсидой, где был размещён резной двухъярусный алтарь. Над высокой вальмовой крышей возвышалась башенка с шатровым куполом. Для иллюзорного увеличения внутреннего пространства стены часовни были расписаны фресками на архитектурные мотивы.

Необходимо отметить, что старые постройки XVIII века сохранились и стали органичным дополнением нового архитектурно-паркового ансамбля. Так восточная липовая аллея регулярного парка стала главной подъездной дорогой к новому дворцу. При этом она проходила вдоль его западного павильона, оранжереи и вела к озеру. Французский регулярный парк также сохранился, но рядом с ним ещё один виленский архитектор и декоратор Певзнер разбивает пейзажный парк в английских традициях. Сооружение дамбы со шлюзами позволяет увеличить озеро до двух гектаров и создать несколько островков для лодочных прогулок. Тут же возводится и двухэтажная водяная мельница, своим внешним убранством больше похожая на парковый павильон. Рядом располагался ботанический сад с экзотическими европейскими и американскими растениями. Специально оставленная ровная площадка на зиму заливалась под обширный каток. В самом же парке террасные насаждения лип и вязов разделялись полянами с цветочными клумбами. За озером в лесу находился зверинец, где были просторные вольеры для диких животных, а также обзорные аллеи для гостей.

Чувствуется в новой Залеской усадьбе и влияние набиравшего тогда силу романтизма, который в первую очередь проявился в различных так называемых “малых архитектурных формах” разбросанных по всей территории комплекса. Так в парке была построена декоративная “крепостная” башня-павильон со шпилем. Возвели тут и ряд чудесных “святынь” - беседок для интимных встреч и интеллектуальных бесед. Две из них, кстати, находились в зверинце. Одна из них двухэтажная и полукруглая в плане имела застеклённые двери и большие арочные окна. Вторая же по композиции напоминала китайскую пагоду. Велось также строительство павильона на подобии “римского пантеона”. В укромных уголках парка находились имитации под “древние” руины. Оригинальным украшением комплекса стало наличие тут ряда мемориальных валунов. Один из них имеет надпись “Теням Костюшки”, второй же посвящён памяти первого гувернёра М.Огинского.

В Залесье М.Огинский провёл 20 лет. Именно здесь на свет появились его сын и три дочери, которым он уделял особое внимание. Но это не значит, что он вёл жизнь затворника или вечно скучающего провинциального мелкопоместного шляхтича. Отнюдь нет. Его общественная жизнь была наполнена важными событиями и встречами. Ещё в молодости, будучи послом Речи Посполитой в Голландии и Англии, он наладил дружеские контакты с влиятельными политиками разных стран. Сейчас же этим захотел воспользоваться российский император. М.Огинский становится посредником в переговорах между Петербургом и Парижем, и в 1807 году в Италии его принимает Наполеон I. Аудиенции же у Александра I становятся достаточно регулярными. Император в 1810 году даже пожаловал ему звание сенатора, титул тайного советнику и наградил орденами Св. Владимира и Александра Невского. Огинский подготовил проект частичного возрождения независимости Беларуси в виде создания автомного Великого герцогства Литовского, и только начало войны 1812 года помешало осуществлению этой идеи.

Залесье стало и культурно-просветительским центром края. Постоянно в усадьбе проводились художественные выставки, литературные чтения, музыкальные вечера. Сам хозяин любил играть на скрипке и рояле в любительском оркестре. Погостить сюда часто приезжали профессоры Виленского университета, почётным членом которого М.Огинский являлся благодаря своей активной меценатской деятельности. Содействовало постоянному наплыву гостей и удачное расположение имения рядом с почтовыми дорогами Петербург-Варшава и Вильно-Минск. Многие известные отечественные и зарубежные политические и культурные деятели останавливались тут отдохнуть на несколько дней и даже недель. Местное общество с гордостью называло усадьбу Огинских “Северными Афинами”. А известный белорусско-польский поэт А.Ходько посвятил Залесью одну из своих поэм.

Залеский период творчества самого М.Огинского чрезвычайно богат и разнообразен. Безусловно большую часть своего времени он отдавал музыке. Кроме знаменитого полонеза “Прощание с Родиной”, премьера которого как раз тут и состоялась, в это время были созданы разнообразные фортепианные пьесы, мазурки, марши, менуэты, романсы и вальсы, изданные в двух томах в Вильно в 1816 году. Именно в Залесье М.Огинский написал своё самое крупное музыкальное произведение – оперу “Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире”. Кроме этого в имении был подготовлен исторический трактат “Письма о музыке” и начаты мемуары, охватывающие период с 1788 по 1815 годы.

Но в 1822 году М.Огинский навсегда покидает Залесье и переезжает в Италию. Столь радикальный шаг был вызван его разочарованием в возможности создания автомномного Великого герцогства Литовского и началом русификации Беларуси. Итогом этого стал постепенный упадок имения, которое быстро утратило своё культурно-просветительское значение – дети и внуки переехали в западную Литву, куда и переместилась главная резиденция древнего рода. Сам же Огинский в 1833 году умирает во Флоренции.

Значительный урон усадьбе принесла Первая мировая война. Недалеко отсюда проходила линия фронта, и Залесье, оккупированное немцами, не раз подвергалась артиллерийским обстрелам. Именно они полностью уничтожили барочный комплекс XVIII века и серьёзно повредили парк. В годы же Великой Отечественной войны во дворце находился немецкий штаб, а в помещении бывшей оранжереи действовала начальная школа. В послевоенный период территория бывшей Залесской усадьбы была передана в ведение производственного объединения “Сморгоньсиликатбетон”, а в помещениях дворца размещался дом для престарелых. Но с 1980-х годов начинают разрабатываться проекты возрождения “Северных Афин” в прежнем виде. Согласно последним планам, тут должно разместиться специализированное учебное заведение с художественно-музыкальным уклоном. При этом часть помещений будет отдано под музей М.Огинского. В просторных гостиных дворца вновь будут проводиться музыкально-литературные вечера и научные конференции.

Уже сейчас Залесье включается рядом турфирм в свои экскурсионные программы по Беларуси. Благоприятствует этому и выгодное месторасположение деревни рядом с железнодорожной станцией на линии Минск-Вильнюс и Минск-Гродно. К тому же совсем рядом проходит автомобильная трасса Минск-Молодечно-Сморгонь-Вильнюс. Да и наличие по соседству Сморгонского кальвинистского сбора XVI века и живописных руин знаменитого Кревского замка XIV века даёт возможность за одну поездку многое увидеть и узнать.

Андрей САМУСИК,
кандидат исторических наук

Каментаваць


*